Урок-исследование: «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем.»
ВыступленияМатериалыМои уроки
О, физика – наука из наук!
Все впереди!
Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук.
Пусть станет математика очами.
Не разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанье человеческое шире.
(отрывок из поэмы М. Алигер “Ленинские горы”)
Цель:
Продолжить формирование понятий: количество вещества, моль, молярная масса, число Авогадро, молярный объем, закон Авогадро.
Задачи урока:
Обучающие:
- Выявить взаимосвязь величин, уметь пользоваться ими при решении экспериментальных задач.
- Закрепить навыки решения задач по данной теме
- Вспомнить правила определения массы вещества и объема с помощью весов и измерительного цилиндра.
Развивающие:
- Совершенствовать умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Воспитательные:
- Формировать потребности в здоровом образе жизни.
- вырабатывать культуру умственного труда
- Вырабатывать умение работать в парах и группах.
Формы работы: групповая, индивидуальная, лабораторная и самостоятельная работа;
Методы ведения урока: проблемный, поисковый, исследовательский.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан, столовая ложка, фильтровальная бумага, чашка-Петри, одноразовые стаканчики, салфетки, формулы на магнитной доске, таблицы «Весы» и «Мерный цилиндр».
Вещества: сахар-рафинад, вода, вода газированная (минеральная).
ХОД УРОКА
- Поприветствовать класс, здоровьесберегающий аспект (ЗСА):
Каково настроение на начало урока?
Ученики, пользуясь карточкой — настроение, определяют свою психологическую готовность к уроку (веселое, грустное, рабочее, нет настроения)
- Объявить тему урока.
- Объявить задачи урока.
Мотивационный этап урока. Звучит эпиграф.
Эти строки раскрывают связь химии с другими естественными науками, причем об этом говорил ещё М.В. Ломоносов более двух веков назад, актуальной является эта мысль и сейчас. Из уроков физики и математики вы узнали, что для изучения окружающего мира недостаточно только наблюдать и описывать явления и предметы, необходимо их характеризовать также количественно. Из курса физики известно определение физической величины. Дайте это определение. ( Физическая величина – это определенная характеристика тела, которая может быть измерена).
Вы знаете некоторые физические величины. Назовите их, приведите обозначения и единицы измерения. ( Например, время обозначается t, и измеряется в с., мин., час) А с какой новой величиной мы познакомились на предыдущих уроках? ( Количество вещества). Представим себе, что мы пошли в магазин и хотим купить конфеты. Какую физическую величину будет использовать продавец, чтобы нам их взвесить? А что будет делать продавец, если я попрошу у него 1 моль конфет? Он их начнет считать. И такое число конфет составит 6х1023.
- Актуализация мыслительной деятельности учащихся.
Экспресс- опрос (пока учащиеся отвечают, ученик у доски вычисляет М (молярную массу) веществ: H2O, СО2, H2SО4).
- Что такое количество вещества? (шуточное стихотворение)
Расскажу сегодня, что ли,
О зловредной роли моли.
Моль съедает шерсть и мех –
Просто паника у всех….
Ну а в химии – изволь!
Есть другое слово “моль”
Прост, как небо и трава,
Моль любого вещества.
Но трудна его дорога:
В моле так молекул много!
- Что такое моль?
- Сколько структурных единиц содержится в 1 моле?
- Через какие величины можно определить количество вещества?
- Что такое Молярная масса, как она обозначается и какие единицы измерения, с чем численно совпадает?
Масса 3 моль H2O составляет _______________
Масса 20 моль СО 2 составляет ____________
- Что такое молярный объем?
Повторив основные понятия, приступаем к теоретическому исследованию. Оно заключается в решении задач, с использованием следующих величин: количество вещества, масса, молярная масса, число частиц, объем.
- V. Теоретическое исследование (все решают задачу 1, а 4 ученика решают индивидуальные задачи)
Задача 1.(содержит ЗСА)
В стратосфере на высоте 20-30 км находится слой озона О3, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не «озоновый экран» в атмосфере, то фотоны с большой энергией достигали бы поверхности Земли и уничтожали на ней все живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя Саранска в воздушном пространстве над городом (вплоть до верхней границы стратосферы) приходится по 10 моль озона. Сколько молекул 03 и какая масса озона приходится в среднем на одного жителя Саранска?
Задача 2. (решают самостоятельно)
Рассчитайте объем, который занимает (при н. у.) порция газа, необходимого для дыхания, если в этой порции содержится 2,69 • 1022 молекул этого газа. Какой это газ?
Далее 4 ученика, решавшие индивидуальные задачи, проводят взаимороверку, а решавшие самостоятельно все остальные – самопроверку (решение задачи приведено на доске)
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА (ЗСА): ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
- VI. Практическое исследование.
Теперь проведём исследование по практическому применению этих величин. Но для работы возьмем только две величины, определяющие n: это m и N.
Приступаем к работе
Задание №1.
Мы каждый день употребляем сахар, например, когда пьем чай. Но вы когда-нибудь задумывались: 1. сколько моль сахара содержится в кусочке рафинада? 2. какое количество сахарозы вы выпиваете с чаем?
Чтобы ответить на эти вопросы мы должны провести соответствующие измерения и расчёты
Все расчёты вы будите делать в таблице, которая так и называется «Таблица расчётов» (показать и прокомментировать, отметить, что не все колонки в первом исследовании нужно заполнять, и на второй вопрос расчеты будут индивидуальны, в зависимости от количества сахара в чае).
Также на каждом столе вы видите Инструкционную карту. В ней отмечены цели работы. Внимательно их прочитайте, выделите основную цель, и именно по ней вы будете делать вывод.
В чашках-Петри несколько (2-3) кусочка рафинада. Какое это вещество? (Жидкое, твердое или газообразное). Для определения n мы должны знать массу, т.е. взвесить его. А все кусочки или один? Прежде чем это проделать, вспомни правила взвешивания (таблица «правила взвешивания» на доске). Для взвешивания в школьной химической лаборатории используют рычажные весы. С ними вы знакомились в 7 классе на уроках физики и научились ими пользоваться. Но кто забыл, вам в помощь Приложение 1. Очень быстро прочитайте и вспомните. После чего приступаем к взвешиванию одного кусочка рафинада. Все данные заносим в Таблицу расчётов.
(на взвешивание и расчёты 7-10 мин.)
Задание№2.
Вам нужно приготовить сахарный сироп, например, для десерта (он готовится в отношении сахара к воде 2:1). Но с сахаром мы уже работали, теперь поработаем с водой. В каком она состоянии? (жидком, твёрдом или газообразном). И поэтому будем определять её объём. Для этого воспользуемся мерным цилиндром (таблица «определение объёма жидкости» на доске)
Как говорится «Повторенье-мать ученья», т. к. пользоваться цилиндром, определять цену деления, вы знаете из курса физики 7 класса. Но кто забыл, очень быстро и внимательно читаем Приложение 2. После чего обращаемся к Инструктивной карте, пункт 5.
В мерный цилиндр отмерьте 12 столовых ложек воды. Определите объём и ответьте на вопрос:
Какое количество моль воды содержится в этом объёме?
Все данные заносим в Таблицу расчётов.
(на измерение и расчёты 5-7 мин.)
Задание №3. (содержит ЗСА)
Пока вы проводили расчёты, я вам разлила в стаканчики минеральную воду. Вы можете выпить её и ответить на вопрос: Сколько молекул этого напитка вы сейчас проглотили?
Что нужно для этого знать?
Все расчёты делаем в Таблице расчётов.
(на выполнение 10 мин.)
После того, как все расчёты сделаны, вы должны написать вывод по работе
(фомулируют учащиеся)
Кто выполнит и это задание, есть дополнительные задачи на карте исследования. (Выполняют их на листке Таблице расчётов).
Приводят рабочее место в порядок, сдают тетради и таблицы.
Итак, сформулируем выводы по исследованию (самостоятельно):
1.Зная массу вещества и объём, можно найти количество вещества, а по количеству вещества можно определить m, N, V, т.е. все эти величины взаимосвязаны.
- Вспомним стоки, которые явились эпиграфом к нашему уроку. Сегодня, решая задачи,
мы показали взаимосвязь «трех сестер» физики, химии и математики и доказали то, что
их нельзя «разлучать».
Рефлексия (ЗСА):
Ребята, наш урок – исследование подошел к концу. Скажите, как вы себя чувствовали на уроке? На каких этапах урока вам было трудно? Какой вид работы вам был наиболее интересен?
Домашнее задание:
Повторить п.13-16, задача 5 на стр.58
Скачать урок-исследование «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем.»
Оставить комментарий