Элективный курс «Йод в продуктах питания и его влияние на организм человека»

       Пояснительная записка

 

Актуальной темой является вопрос, связанный со здоровьем человека. Данная работа «Йод в продуктах питания и его влияние на организм человека» затрагивает одну из проблем, поставленных перед нами современной жизнью.

 

Теоретической базой курса служат химия и история. На занятиях курса расширятся и углубятся межпрежметные знания и умения, полученные на уроках.

Организуя элективные курсы, необходимо, чтобы они отвечали следующим принципам — занимательность, актуальность, связь с жизнью, научность, доступность изучаемого материала и его связь с учебной программой, возможность проявления учащимися творчества и самостоятельности, индивидуальный подход и учет интересов каждого учащегося, плановость и систематичность в проведении занятий.

Запланированы беседы с учащимися школы, которым предложат ответить на вопросы.

Кроме того, учащиеся должны проявить личную заинтересованность и самостоятельность в проделанной работе, научиться отдельным приемам исследовательской работы.

Итоги работы курса рекомендуется подводить в виде тематического вечера, творческого отчета, конференции и т.д. с приглашением других учащихся, учителей и родителей. Обязательным итогом элективного курса является защита творческой работы (творческого проекта) и выпуск стенгазеты по индивидуальным темам.

Скачать в формате .doc

Основные задачи курса:

 

  • усвоение основ химической науки, понятий, законов и теорий;
  • расширение и углубление химических знаний;
  • овладение специальными практическими умениями и навыками в области химии;
  • развитие познавательных и мыслительных способностей учащихся;
  • формирование научного мировоззрения учащихся и естественнонаучной картины мира;
  • преодоление безразличного отношения к экологическим проблемам;
  • ознакомление школьников с ролью химии в различных отраслях человеческой деятельности;
  • подготовку учащихся к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям и поступлению в вузы.
  • подготовка учащихся к сознательному выбору профессии;
  • воспитание трудолюбия, аккуратности, внимательности и т.д.;
  • совершенствовать умение работать с литературой.

1.3. Основные концепции курса:

 

  • становление и развитие химии, как и любых других наук, определяется практической деятельностью и потребностями человека;
  • химическая наука служит интересам человечества, и при правильном и рациональном использовании ее достижений способствует решению многих проблем, стоящих перед обществом;
  • материальное единство веществ и живых организмов, нормальное существование которых возможно лишь на основе эволюционно сложившегося обмена веществ между организмом и окружающей средой;
  • человек и окружающая среда взаимосвязаны и находятся во взаимной зависимости.

 Методические рекомендации

Каждый ученик должен иметь рабочий журнал и, желательно, белый халат, что в значительной степени дисциплинирует учащихся и повышает их ответственность к занятиям.

Приоритетными условиями и факторами при выборе конкретного эксперимента определялись его доступность, наглядность и простота исполнения, а также связь со школьным материалом и практикой. Эти приоритеты определены не только (и не столько) проблемами в обеспечении школ учебным оборудованием, но и дидактическими принципами организации учебного эксперимента. Кроме того излишне громоздкий, требующий сложного оборудования и большого расхода реактивов, опыт чаще всего требует значительных затрат времени, как на его подготовку, так и на его проведение. Обучающий эффект от таких опытов минимален.

В течение всего учебного года учащиеся учатся работать с дополнительной литературой, оформлять полученные сведения в виде творческих  работ  и стенных газет.

Рабочая тетрадь. Задания для самостоятельной работы учащихся. Основная функция рабочей тетради – не столько организовать воспроизведение материала учебника, но прежде всего предложить ученику стать активным участником происходящих вокруг него жизненных событий. Таким образом, рабочая тетрадь – это задачник и практикум. Задания рабочей тетради должны обеспечивать объяснение материала курса, его осмысление и целенаправленное применение в практической деятельности.

 

 Требование к результатом обучения

 

  • Знать и выполнять правила техники безопасности работы в химической лаборатории.
  • Уметь работать с реактивами, обычной и специальной химической лабораторной посудой, нагревательными приборами и простейшим оборудованием.
  • Видеть значимость тщательного и точного исполнения химических лабораторных методов исследования для правильной и своевременной оценки свойств веществ.
  • Уметь выпускать стенгазету, написать и публично защитить творческий проект (реферат) с использованием дополнительной литературы и результатов своих экспериментов.

Система оценки образовательных достижений учащихся складывается из оценок за участие в лекциях-беседах во время объяснения нового материала; за ответы во время фронтальных опросов учащихся; за выполнение практических работ; за выпуск стенной газеты; за выполнение и защиту  творческого проекта; за участие в итоговом мероприятии курса (конференция, тематический вечер и т.д.).

Тематическое планирование курса

1ч в неделю, всего 34 часа

№ урока Тема занятия Дата план Дата факт
Теоретическое исследование

 

1 Подбор литературы по теме курса
2 Подбор литературы по теме курса
3 Йод,его открытие и свойства
4 Йод как химический элемент
5 Биологическая роль йода
6 Биологическая роль щитовидной железы т её гормонов
7 Функции йода в организме
8 Насыщение организма йодом
9 Недостаток и избыток йода в организме
10 Понятие о йоддефицитных заболеваниях
11 Причины йодного дефицита
12 Способы профилактики йододефицита.
13 Йод и питание
14 Содержание йода в продуктах питания
15 Применение йода
16 Йодированные удобрения
17 Йод против радиации
Практическое исследование

 

18 Составление вопросов для анкетирования
19 Составление вопросов для анкетирования
20 Анкетирование учащихся с целью  выявления профилактики йододефицита.
21 Анализ анкет.
22 Анализ анкет.
23 Проба на йод у учащихся школы №28
24 Обнаружение йода в морепродуктах
25 Обнаружение йода в овощах
26 Обнаружение йода в листьях герани
27

 

Исследование листьев салата на йод после подкормки его раствором йодистого калия
28 Анализ практического исследования
29 Составление приложений к работе
30 Составление памятки школьнику «Экологически-грамотный потребитель».
31 Оформление работы. Составление презентации.
32 Оформление работы. Составление презентации.
33 Подготовка к защите работы на научно-практической конференции.
34 Научно-практическая конференция (защита работы)

Список рекомендуемой литературы:

Аликберова  Л.Ю.  «Книга  по  химии  для  любознательных». М. «Химия»,  1995 год.

Зверев  И.Д. «Книга  для  чтения  по  аналитической  химии  и  физиологии  человека». – М. «Просвещение», 1989 год.

Крицман  В.А., Станцо  В.В. «Энциклопедический  словарь  юного  химика». М. «Педагогика», 1982 год.

Синкевич  П.Л. «Определение  содержания  иода  в  продуктах  питания». Журнал  «Ай, болит» № 2, 2011 год.

Журнал  «Ай, болит» № 5, 2011 год.

Журнал  «Ай, болит» № 7, 2011 год.

Кнунянц И.Л. Химия. Большой энциклопедический словарь. Москва: Большая Российская энциклопедия, 1998.

Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия. Москва: Советская энциклопедия, 1979.

Северин Е.С. Биологическая химия. Учебник для ВУЗов. Москва: издательский дом Гэотар-мед, 2003.

Энциклопедия Кирилла и Мефодия; CD-диск.

Астапенков, Барченко. Зобная болезнь [Текст] / Астапенков, Барченко. – Минск: Беларусь, 1978. — 312 с.

Заборовская Н. Н., Конюков В. А. Социально-гигиенический мониторинг и профилактика иоддефицитных заболеваний Заборовская Н. Н., Конюков В. А. – М.: 2000. – 421 с.

Славина Л. С. Заболевания эндокринных желез Славина Л. С. – Л.: 1984.

Скурихин И. М. Всё о пище с точки зрения химика Скурихин И. М. – М.: Высшая школа, 1991. – 386 с.

Штенберг А. И. Роль питания в профилактике эндемического зоба Штенберг А. И. – М.: 1979. – 267 с.

Скачать в формате .doc