Урок-исследование: «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем.»

ВыступленияМатериалыМои уроки


О, физика – наука из наук!

Все впереди!

Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук.

Пусть станет математика очами.

Не разлучайте этих трех сестер

Познания всего в подлунном мире,

Тогда лишь будет ум и глаз остер

И знанье человеческое шире.

 

(отрывок из поэмы М. Алигер “Ленинские горы”)

Цель:

Продолжить формирование понятий: количество вещества, моль, молярная масса, число Авогадро, молярный объем, закон Авогадро.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Выявить взаимосвязь величин, уметь пользоваться ими при решении экспериментальных задач.
  2. Закрепить навыки решения задач по данной теме
  3. Вспомнить правила определения массы вещества и объема с помощью весов и                      измерительного цилиндра.

Развивающие:

  1. Совершенствовать умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитательные:

  1. Формировать потребности в здоровом образе жизни.
  2. вырабатывать культуру умственного труда
  3. Вырабатывать умение работать в парах и группах.

 

Формы работы: групповая, индивидуальная, лабораторная и самостоятельная работа;

Методы ведения урока: проблемный, поисковый, исследовательский.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан, столовая ложка, фильтровальная бумага, чашка-Петри, одноразовые стаканчики, салфетки, формулы на магнитной доске, таблицы «Весы» и «Мерный цилиндр».

Вещества: сахар-рафинад, вода, вода газированная (минеральная).

 

 

ХОД УРОКА

  1. Поприветствовать класс, здоровьесберегающий аспект (ЗСА):

Каково настроение на начало урока?

Ученики, пользуясь карточкой — настроение, определяют свою психологическую готовность к уроку (веселое, грустное, рабочее, нет настроения)

 

  1. Объявить тему урока.
  • Объявить задачи урока.

Мотивационный этап урока. Звучит эпиграф.

 

Эти строки раскрывают связь химии с другими естественными науками, причем об этом говорил ещё М.В. Ломоносов более двух веков назад, актуальной является эта мысль и сейчас. Из уроков физики и математики вы узнали, что для изучения окружающего мира недостаточно только наблюдать и описывать явления и предметы, необходимо их характеризовать также количественно. Из курса физики известно определение физической величины. Дайте это определение. ( Физическая величина – это определенная характеристика тела, которая может быть измерена).

Вы знаете некоторые физические величины. Назовите их, приведите обозначения и единицы измерения. ( Например, время обозначается t, и измеряется в с., мин., час) А с какой новой величиной мы познакомились на предыдущих уроках? ( Количество вещества). Представим себе, что мы пошли в магазин и хотим купить конфеты. Какую физическую величину будет использовать продавец, чтобы нам их взвесить? А что будет делать продавец, если я попрошу у него 1 моль конфет? Он их начнет считать. И такое число конфет составит 6х1023.

 

  1. Актуализация мыслительной деятельности учащихся.

   Экспресс- опрос (пока учащиеся отвечают, ученик у доски вычисляет М (молярную массу) веществ: H2O, СО2, H24).

  • Что такое количество вещества? (шуточное стихотворение)

Расскажу сегодня, что ли,

О зловредной роли моли.

Моль съедает шерсть и мех –

Просто паника у всех….

Ну а в химии – изволь!

Есть другое слово “моль”

Прост, как небо и трава,

Моль любого вещества.

Но трудна его дорога:

В моле так молекул много!

 

  • Что такое моль?
  • Сколько структурных единиц содержится в 1 моле?
  • Через какие величины можно определить количество вещества?
  • Что такое Молярная масса, как она обозначается и какие единицы измерения, с чем численно совпадает?

Масса 3 моль H2O составляет _______________

Масса 20 моль СО 2 составляет ____________

  • Что такое молярный объем?

Повторив основные понятия, приступаем к теоретическому исследованию. Оно заключается в решении задач, с использованием следующих величин: количество вещества, масса, молярная масса, число частиц, объем.

 

  1. V. Теоретическое исследование (все решают задачу 1, а 4 ученика решают индивидуальные задачи)

Задача 1.(содержит ЗСА)

В стратосфере на высоте 20-30 км находится слой озона О3, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не «озоновый эк­ран» в атмосфере, то фотоны с большой энергией достигали   бы   поверхности Земли и уничтожали на ней все живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя Саранска в воздушном пространстве над городом (вплоть до верхней границы стратосферы)   приходится   по 10 моль озона. Сколько молекул 03 и какая масса озона приходится в среднем на одного жителя Саранска?

 

Задача 2. (решают самостоятельно)

Рассчитайте объем, который занимает (при н. у.) порция газа, необходимого для дыхания,   если в этой порции содержится 2,69 • 1022 молекул этого газа. Какой это газ?

 

Далее 4 ученика, решавшие индивидуальные задачи, проводят взаимороверку, а решавшие самостоятельно все остальные – самопроверку (решение задачи приведено на доске)

 

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА (ЗСА): ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

  1. VI. Практическое исследование.

Теперь проведём исследование по практическому применению этих величин. Но для работы возьмем только две величины, определяющие n: это m и N.

Приступаем к работе

 

Задание №1.

Мы каждый день употребляем сахар, например, когда пьем чай. Но вы когда-нибудь задумывались: 1. сколько моль сахара содержится в кусочке рафинада? 2. какое количество сахарозы вы выпиваете с чаем?

Чтобы ответить на эти вопросы мы должны провести соответствующие измерения и расчёты

Все расчёты вы будите делать в таблице, которая так и называется «Таблица расчётов» (показать и прокомментировать, отметить, что не все колонки в первом исследовании нужно заполнять, и на второй вопрос расчеты будут индивидуальны, в зависимости от количества сахара в чае).

Также на каждом столе вы видите Инструкционную карту. В ней отмечены цели работы. Внимательно их прочитайте, выделите основную цель, и именно по ней вы будете делать вывод.

В чашках-Петри несколько (2-3) кусочка рафинада. Какое это вещество? (Жидкое, твердое или газообразное). Для определения n мы должны знать массу, т.е. взвесить его. А все кусочки или один? Прежде чем это проделать, вспомни правила взвешивания (таблица «правила взвешивания» на доске). Для взвешивания в школьной химической лаборатории используют рычажные весы. С ними вы знакомились в 7 классе на уроках физики и научились ими пользоваться. Но кто забыл, вам в помощь Приложение 1. Очень быстро прочитайте и вспомните. После чего приступаем к взвешиванию одного кусочка рафинада. Все данные заносим в Таблицу расчётов.

(на взвешивание и расчёты 7-10 мин.)

 

Задание№2.

     Вам нужно приготовить сахарный сироп, например, для десерта (он готовится в отношении сахара к воде 2:1). Но с сахаром мы уже работали, теперь поработаем с водой. В каком она состоянии? (жидком, твёрдом или газообразном). И поэтому будем определять её объём. Для этого воспользуемся мерным цилиндром (таблица «определение объёма жидкости» на доске)

Как говорится «Повторенье-мать ученья», т. к. пользоваться цилиндром, определять цену деления, вы знаете из курса физики 7 класса. Но кто забыл, очень быстро и внимательно читаем Приложение 2. После чего обращаемся к Инструктивной карте, пункт 5.

В мерный цилиндр отмерьте 12 столовых ложек воды. Определите объём и ответьте на вопрос:

Какое количество моль воды содержится в этом объёме?

Все данные заносим в Таблицу расчётов.

(на измерение и расчёты 5-7 мин.)

 

Задание №3. (содержит ЗСА)

Пока вы проводили расчёты, я вам разлила в стаканчики минеральную воду. Вы можете выпить её и ответить на вопрос: Сколько молекул этого напитка вы сейчас проглотили?

Что нужно для этого знать?

Все расчёты делаем в Таблице расчётов.

(на выполнение 10 мин.)

После того, как все расчёты сделаны, вы должны написать вывод по работе

(фомулируют учащиеся)

Кто выполнит и это задание, есть дополнительные задачи на карте исследования. (Выполняют их на листке Таблице расчётов).

Приводят рабочее место в порядок, сдают тетради и таблицы.

 

Итак, сформулируем выводы по исследованию (самостоятельно):

1.Зная массу вещества и объём, можно найти количество вещества, а по количеству вещества можно определить m, N, V, т.е. все эти величины взаимосвязаны.

  1. Вспомним стоки, которые явились эпиграфом к нашему уроку. Сегодня, решая задачи,

мы показали взаимосвязь «трех сестер» физики, химии и математики и доказали то, что

их нельзя «разлучать».

 

Рефлексия (ЗСА):

 

Ребята, наш урок – исследование подошел к концу. Скажите, как вы себя чувствовали на уроке? На каких этапах урока вам было трудно? Какой вид работы вам был наиболее интересен?

 

Домашнее задание:

 

Повторить п.13-16, задача 5 на стр.58

Скачать урок-исследование «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем.»

  • Поделиться:
Назад
Урок по химии #2: «Карбонаты»
Вперед
Анализ урока с точки зрения сохранения здоровья школьников

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *