Урок химии в 8 классе: Основания
МатериалыМои уроки
Тема: Основания (8 класс)
Образовательная цель: сформировать представления о новом классе неорганических соединений – основаниях.
Развивающая цель: развить представления об основаниях как веществах, предшественниками которых являются основные оксиды.
Воспитательная цель: формирование научной картины мира на основе химических соединений – оснований, глобального значения оснований для человечества.
Тип урока: урок формирования знаний
Оборудование: компьютер, проектор, экран, пробирки, таблицы «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», «Индикаторы», дидактические карточки.
Реактивы: твёрдые щелочи и их растворы NaOH, KOH, свежеполученные осадки гидроксидов нерастворимых оснований, соляная кислота, индикаторы, мыла «Лесная поляна» (туалетное), «Palmolive» (глицериновое), «Dove» (на основе крема).
Вступительное слово учителя:
Ребята, вы уже многое узнали о веществах, их практическом использовании человеком. Сегодня вам предстоит еще раз убедиться в том, что химия многолика
- Какую классификацию веществ вы уже знаете?
- Что такое простые вещества? Приведите примеры.
- Что такое сложные вещества?
- Что такое бинарные соединения?
- Какие бинарные соединения вы знаете?
- Что такое оксиды? Приведите примеры. Какое применение они имеют?
На слайде приводит список формул Н2, Na2O, K, KOH, H2O, Ca, CaO, Ca(OH)2, CaCl2, Fe, Fe2O3, FeS, Fe(OH)3.
Давайте найдем и назовем среди записанных формул: простые вещества, бинарные соединения: сульфиды, хлориды, особо обращается внимание на оксиды.
(По мере определения и названия веществ – формулы их стираются).
На доске остаются формулы незнакомых для учащихся веществ: NaOH, KOH, Ca(OH)2,Fe(OH)3. Учащиеся не могут определить, к какому классу относятся данные вещества, назвать их.
В детстве вы наверняка читали стихи Корнея Чуковского :
Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
А почему мыло моет? Ответ на этот вопрос мы узнаем, познакомившись с веществами, которые начинаем изучать.
- Актуализация знаний, постановка познавательной задачи, определение темы урока.
Оставшиеся формулы веществ нам еще не знакомы и сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с этими веществами, они относятся к классу «Оснований». Записывается тема урока. Перед нами задача:
-Выяснить, какие же вещества относятся к основаниям?
4.Изучение нового материала.
Для этого проведем анализ записанных формул оснований. Что общего между записанными на доске химическими формулами? Приходят к выводу: основания относятся к сложным веществам, в их состав входят металлы и группа атомов –ОН.
Учитель дает понятие о гидроксильной группе –ОН.
Выводится общая формула оснований: Ме(ОН)n.
Определим связи, которыми образованы основания: гидроксильная группа –ОН образована ковалентной связью, между ней и металлом – ионная связь, следовательно, Ме и –ОН имеют заряды: Ме+, -ОН—.
На основании вышеустановленных признаков класса оснований самостоятельно дать определение этому классу соединений.
П.о.: «Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и ионов гидроксильных групп».
Название основания состоит из слова гидроксид и названия металла в родительном падеже с указанием с.о., если она переменная. Например, NaOH – гидроксид натрия, Cu(OH)₂ — гидроксид меди (II) (гидроксид меди два).
Обучающиеся по памяти записываю в тетрадь выведенное ими определение Составление учащимися формул оснований на доске и в тетради самостоятельно.
Учитель объясняет, что по растворимости в воде, все основания делятся на две группы: на растворимые или щёлочи и нерастворимые.
Фронтальная работа учителя с классом с таблицей растворимости. Приводятся примеры щелочей и нерастворимых оснований.
На столе у учителя – мыло (жидкое и твердое), различные сорта бумаги. – Как вы считаете, необходимы ли данные предметы человеку? – Как вы думаете, что общего у этих предметов? – Как эти предметы связаны с темой нашего урока?
Краткие сообщения обучающихся о практическом значении оснований, их применении. (Демонстрация твердого и жидкого мыла, как продуктов, в получении которых используют КОН и NaOH).
Знакомство с правилами техники безопасности при работе с щелочами. (Инструкция по технике безопасности при работе со щелочами).
Физкульминутка (упражнения для укрепления сосудов головного мозга, звучит музыка)
Существуют качественные реакции на целый класс веществ, например, все щёлочи можно определить с помощью особых реактивов – индикаторов (бесцветный лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин).
Учитель показывает растворы индикаторов, имеющихся в лаборатории и таблицу «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды».
Лабораторная работа «Испытание растворов оснований индикаторами».
— Учитель предлагает учащимся испытать приготовленные ими ранее растворы оснований индикаторами.
— Учащиеся делают вывод: индикаторы лакмус и метиловый оранжевый свою окраску не меняют. Фенолфталеин в растворах щелочей изменил свою окраску с бесцветной на ярко малиновую. Индикатор фенолфталеин используется для определения щелочной среды (растворов щелочей).
Учитель приливает к нерастворимому основанию Cu(OH)2 раствор фенолфталеина.
Учащиеся приходят к выводу, что при добавлении индикаторов к нерастворимым основаниям изменение окраски не происходит
В производстве мыла используются сильно-разбавленные растворы гидроксидов натрия и калия. Многократное использование мыл приводит к сухости кожи, поэтому, без использования крема никак не обойтись.
− Как вы думаете, если добавить каплю фенолфталеина к раствору мыла, изменение окраски индикатора будет заметно?
В заключение урока учитель проводит демонстрационный эксперимент: в трёх пробирках находятся растворы мыл: в первой пробирке – «Лесная сказка» (туалетное мыло), во второй –«Palmolive» (глицериновое), в третьей «Dove» (на основе крема). Во все пробирки добавляется капля индикатора фенолфталеина.
Почему в третьей пробирке цвет раствора не изменился? Раствор мыла «Dove» имеет нейтральную среду.
Наиболее сильнощелочную среду имеет хозяйственное мыло, им не рекомендуется стирать шерстяные и шёлковые вещи (ткани в этих растворах быстро разрушаются).
5.Закрепление. Проверка усвоения учебного материала обучающимися.
С целью проверки усвоения учебного материала урока учитель задает классу вопросы:
— Какие вещества называются основаниями?;
— Запишите общую формулу оснований.
— Какие основания называются щелочами?
— Каким индикатором распознаются растворы щелочей (щелочная среда)?
— Как изменяется окраска фенолфталеина в щелочной среде?
- 1. Основания – сложные вещества, состоящие из ионов металла и гидроксид-ионов;
- По растворимости в воде основания делят на две основные группы растворимые (щёлочи) и нерастворимые.
- Качественные реакции − реакции, с помощью которых доказывают наличие данного вещества.
- Качественной реакцией на растворимые основания (щёлочи) является взаимодействие их с индикаторами:
− фиолетовый лакмус – синим;
− метиловый оранжевый – жёлтым;
− фенолфталеин – малиновым.
- Задание на соответствие.
Подберите к букве названия вещества соответствующую цифру формулы
А. Вода | 1. NaCl |
Б. Гидроксид железа (II) | 2. H2O |
В. Хлорид натрия | 3. Fe(OH)2 |
Г. Оксид углерода (IV) | 4. H2SO4 |
Д. Гидроксид натрия | 5. CO2 |
Е. Серная кислота | 6. NaOH |
- В каждом ряду одно основание «лишнее» по какому-либо признаку. Установите соответствие:
Характеристика «лишнего» вещества | Формулы оснований |
A. Щёлочь среди нерастворимых в воде оснований
|
1. NaOH, KOH, Fe(OH)2, LiOH; |
Б. Единственное нерастворимое основание среди растворимых | 2. Al(OH)3, Mg(OH)2, NaOH, Cu(OH)2;
|
В. Основание, которое нельзя распознать индикатором | 3. NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2 |
- Тест «Пятерочка» по химии уч-ся 8класса______________________
- Выберите формулы оснований:
а) SO3 б) Mg(OH)2 в) H2SO4 г) СаО
- К каждому из ниже указанных веществ прибавили фенолфталеин. С каким веществом появится малиновое окрашивание?
а) BaO б) HNO3 в) КОН
- Гидроксид-ион OH ⁻ входит в состав:
а) оксидов б) оснований в) углекислого газа
4.Окраска индикаторов под действием раствора гидроксида калия меняется следующим образом:
а) лакмус синеет б) метилоранж краснеет в) фенолфталеин бесцветный
- Выберите формулу щелочи:
а) КОН б) H2S в) Сu(ОН)2
Самопроверка теста.
4.Теоретическое исследование(задача)
В стратосфере на высоте 20-30 км находится слой озона О3, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не «озоновый экран» в атмосфере, то фотоны с большой энергией достигали бы поверхности Земли и уничтожали на ней все живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя Саранска в воздушном пространстве над городом (вплоть до верхней границы стратосферы) приходится по 10 моль озона. Сколько молекул 03 и какая масса озона приходится в среднем на одного жителя Саранска?
6.Подведение итогов урока. Рефлексия.
7.Домашнее задание п.20, упр. 2
Оставить комментарий