Элективный курс «Йод в продуктах питания и его влияние на организм человека»
Пояснительная записка
Актуальной темой является вопрос, связанный со здоровьем человека. Данная работа «Йод в продуктах питания и его влияние на организм человека» затрагивает одну из проблем, поставленных перед нами современной жизнью.
Теоретической базой курса служат химия и история. На занятиях курса расширятся и углубятся межпрежметные знания и умения, полученные на уроках.
Организуя элективные курсы, необходимо, чтобы они отвечали следующим принципам — занимательность, актуальность, связь с жизнью, научность, доступность изучаемого материала и его связь с учебной программой, возможность проявления учащимися творчества и самостоятельности, индивидуальный подход и учет интересов каждого учащегося, плановость и систематичность в проведении занятий.
Запланированы беседы с учащимися школы, которым предложат ответить на вопросы.
Кроме того, учащиеся должны проявить личную заинтересованность и самостоятельность в проделанной работе, научиться отдельным приемам исследовательской работы.
Итоги работы курса рекомендуется подводить в виде тематического вечера, творческого отчета, конференции и т.д. с приглашением других учащихся, учителей и родителей. Обязательным итогом элективного курса является защита творческой работы (творческого проекта) и выпуск стенгазеты по индивидуальным темам.
Основные задачи курса:
- усвоение основ химической науки, понятий, законов и теорий;
- расширение и углубление химических знаний;
- овладение специальными практическими умениями и навыками в области химии;
- развитие познавательных и мыслительных способностей учащихся;
- формирование научного мировоззрения учащихся и естественнонаучной картины мира;
- преодоление безразличного отношения к экологическим проблемам;
- ознакомление школьников с ролью химии в различных отраслях человеческой деятельности;
- подготовку учащихся к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям и поступлению в вузы.
- подготовка учащихся к сознательному выбору профессии;
- воспитание трудолюбия, аккуратности, внимательности и т.д.;
- совершенствовать умение работать с литературой.
1.3. Основные концепции курса:
- становление и развитие химии, как и любых других наук, определяется практической деятельностью и потребностями человека;
- химическая наука служит интересам человечества, и при правильном и рациональном использовании ее достижений способствует решению многих проблем, стоящих перед обществом;
- материальное единство веществ и живых организмов, нормальное существование которых возможно лишь на основе эволюционно сложившегося обмена веществ между организмом и окружающей средой;
- человек и окружающая среда взаимосвязаны и находятся во взаимной зависимости.
Методические рекомендации
Каждый ученик должен иметь рабочий журнал и, желательно, белый халат, что в значительной степени дисциплинирует учащихся и повышает их ответственность к занятиям.
Приоритетными условиями и факторами при выборе конкретного эксперимента определялись его доступность, наглядность и простота исполнения, а также связь со школьным материалом и практикой. Эти приоритеты определены не только (и не столько) проблемами в обеспечении школ учебным оборудованием, но и дидактическими принципами организации учебного эксперимента. Кроме того излишне громоздкий, требующий сложного оборудования и большого расхода реактивов, опыт чаще всего требует значительных затрат времени, как на его подготовку, так и на его проведение. Обучающий эффект от таких опытов минимален.
В течение всего учебного года учащиеся учатся работать с дополнительной литературой, оформлять полученные сведения в виде творческих работ и стенных газет.
Рабочая тетрадь. Задания для самостоятельной работы учащихся. Основная функция рабочей тетради – не столько организовать воспроизведение материала учебника, но прежде всего предложить ученику стать активным участником происходящих вокруг него жизненных событий. Таким образом, рабочая тетрадь – это задачник и практикум. Задания рабочей тетради должны обеспечивать объяснение материала курса, его осмысление и целенаправленное применение в практической деятельности.
Требование к результатом обучения
- Знать и выполнять правила техники безопасности работы в химической лаборатории.
- Уметь работать с реактивами, обычной и специальной химической лабораторной посудой, нагревательными приборами и простейшим оборудованием.
- Видеть значимость тщательного и точного исполнения химических лабораторных методов исследования для правильной и своевременной оценки свойств веществ.
- Уметь выпускать стенгазету, написать и публично защитить творческий проект (реферат) с использованием дополнительной литературы и результатов своих экспериментов.
Система оценки образовательных достижений учащихся складывается из оценок за участие в лекциях-беседах во время объяснения нового материала; за ответы во время фронтальных опросов учащихся; за выполнение практических работ; за выпуск стенной газеты; за выполнение и защиту творческого проекта; за участие в итоговом мероприятии курса (конференция, тематический вечер и т.д.).
Тематическое планирование курса
1ч в неделю, всего 34 часа
№ урока | Тема занятия | Дата план | Дата факт |
Теоретическое исследование
|
|||
1 | Подбор литературы по теме курса | ||
2 | Подбор литературы по теме курса | ||
3 | Йод,его открытие и свойства | ||
4 | Йод как химический элемент | ||
5 | Биологическая роль йода | ||
6 | Биологическая роль щитовидной железы т её гормонов | ||
7 | Функции йода в организме | ||
8 | Насыщение организма йодом | ||
9 | Недостаток и избыток йода в организме | ||
10 | Понятие о йоддефицитных заболеваниях | ||
11 | Причины йодного дефицита | ||
12 | Способы профилактики йододефицита. | ||
13 | Йод и питание | ||
14 | Содержание йода в продуктах питания | ||
15 | Применение йода | ||
16 | Йодированные удобрения | ||
17 | Йод против радиации | ||
Практическое исследование
|
|||
18 | Составление вопросов для анкетирования | ||
19 | Составление вопросов для анкетирования | ||
20 | Анкетирование учащихся с целью выявления профилактики йододефицита. | ||
21 | Анализ анкет. | ||
22 | Анализ анкет. | ||
23 | Проба на йод у учащихся школы №28 | ||
24 | Обнаружение йода в морепродуктах | ||
25 | Обнаружение йода в овощах | ||
26 | Обнаружение йода в листьях герани | ||
27
|
Исследование листьев салата на йод после подкормки его раствором йодистого калия | ||
28 | Анализ практического исследования | ||
29 | Составление приложений к работе | ||
30 | Составление памятки школьнику «Экологически-грамотный потребитель». | ||
31 | Оформление работы. Составление презентации. | ||
32 | Оформление работы. Составление презентации. | ||
33 | Подготовка к защите работы на научно-практической конференции. | ||
34 | Научно-практическая конференция (защита работы) |
Список рекомендуемой литературы:
Аликберова Л.Ю. «Книга по химии для любознательных». М. «Химия», 1995 год.
Зверев И.Д. «Книга для чтения по аналитической химии и физиологии человека». – М. «Просвещение», 1989 год.
Крицман В.А., Станцо В.В. «Энциклопедический словарь юного химика». М. «Педагогика», 1982 год.
Синкевич П.Л. «Определение содержания иода в продуктах питания». Журнал «Ай, болит» № 2, 2011 год.
Журнал «Ай, болит» № 5, 2011 год.
Журнал «Ай, болит» № 7, 2011 год.
Кнунянц И.Л. Химия. Большой энциклопедический словарь. Москва: Большая Российская энциклопедия, 1998.
Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия. Москва: Советская энциклопедия, 1979.
Северин Е.С. Биологическая химия. Учебник для ВУЗов. Москва: издательский дом Гэотар-мед, 2003.
Энциклопедия Кирилла и Мефодия; CD-диск.
Астапенков, Барченко. Зобная болезнь [Текст] / Астапенков, Барченко. – Минск: Беларусь, 1978. — 312 с.
Заборовская Н. Н., Конюков В. А. Социально-гигиенический мониторинг и профилактика иоддефицитных заболеваний Заборовская Н. Н., Конюков В. А. – М.: 2000. – 421 с.
Славина Л. С. Заболевания эндокринных желез Славина Л. С. – Л.: 1984.
Скурихин И. М. Всё о пище с точки зрения химика Скурихин И. М. – М.: Высшая школа, 1991. – 386 с.
Штенберг А. И. Роль питания в профилактике эндемического зоба Штенберг А. И. – М.: 1979. – 267 с.