Открытый урок «ТЭД. Реакции ионного обмена»

Мои уроки

Дата подготовки материала: 15.03.2020

Тип урока: формирование и совершенствование умений и навыков

Цель: закрепление знаний о протекании ионных реакций в растворах электролитов

Скачать карту урока

Скачать Лабораторную работу

Задачи:

  • Образовательные:
    • Повторить материал о теории электролитической диссоциации.
    • Закрепить умение оформлять ионные уравнения реакций.
    • Отработать навыки проводить расчеты с использованием понятий «массовая доля» вещества», «количество вещества».
  • Развивающие:
    • Способствовать развитию умения анализировать и обобщать ранее изученные факты.
    • Развивать память, логическое мышление, внимание обучающихся.
    • Совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием при  проведении и демонстрации  эксперимента.
  • Универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные)
    • Формировать умение выявлять сущность, особенности изучаемых веществ. (П)
    • Формировать умение на основе анализа ранее изученных фактов делать выводы. (П)
    • Формировать умение извлекать информацию из таблиц, схем. (П)
    • Формировать умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. (П)
    • Формировать умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. (К)
    • Формирование вербальных и невербальных способов коммуникации. (К)
    • Уметь корректировать свои действия и действия других. (Р)
    • Давать оценку результатам собственной работы на уроке. (Р)
  • Воспитательные:
    • Способствовать формированию позитивного отношения к изучению химии.
    • Воспитывать уважительное отношение к работе товарищей.

Универсальные учебные действия (личностные)

  • Воспитывать культуру диалога (Л)
  • Формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру (Л)
  • Формировать личностную мотивацию учебной деятельности (Л)

 Основной дидактический метод: частично-поисковый метод обучения

 Дидактические средства: химическая посуда,реактивы, тестовые задания;  презентация к уроку; проектор; экран; учебник, карты урока

Ход урока «ТЭД. Реакции ионного обмена»:

 

Здравствуйте, ребята!

Американский психолог Дейл Карнеги в своей книге «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» описывает множество разных эмоций. Вот описание одной из них:

«Она ничего не стоит, но много дает.

Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.

Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

Она – отдохновение  для уставших,  дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали».

Вы догадались о чем речь? Да, это улыбка. Именно она может сгладить любой конфликт, поднимает настроение тем, кто ее получил, и тем, кто ее подарил. Подарите друг другу улыбку и пронесите ее через весь урок.

            Мы сегодня не одни,

Гости на урок  пришли.

Договариваемся: действовать, искать, думать, трудиться в полную силу и не бояться допустить  ошибку!

 

  1. Стадия “Вызова” (Мозговая атака)

На доске учитель пишет аббревиатуру «ТЭД» и предлагает детям вспомнить все, что они знают и записать то, что у них ассоциируется с этим процессом.

Цель: закрепление знаний о протекании ионных реакций в растворах электролитов

  1. Стадия “Осмысление”

Разминка. Работаем по цепочке на местах заканчиваем предложение одним словом.

  1. Положительно заряженный электрод — …(анод).
    2. Отрицательно заряженный электрод — …(катод).
    3. Направленное движение заряженных частиц — …(электрический ток).
    4. Положительно заряженные частицы -…(катионы).
    5. Отрицательно заряженные частицы -…(анионы).
    6. Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток -…(электролиты).
    7. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток -…(неэлектролиты).
    8. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…(диссоциация).
  2. Реакции между двумя сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями – ….(ионные)
  3. Заряженные частицы, которые отличаются от атомов числом электронов …(ионы)
  4. На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации кислоты…  (ионы водорода и ионы кислотного остатка)
  5. На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации растворимые основания?… (ионы металла и ионы ОН-1групп)
  6. На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации соли? …(ионы металла и ионы кислотного остатка)

Задание на тему «Уравнения диссоциации»

Затем учитель предлагает учащимся обсудить и написать на доске (в карте урока),что происходит при растворении в воде следующих соединений  и дать им название как электролитам:

 

а) K2SO4→    б) AlCl3→    в) NaOH→   г) Ca(OH)2→   д) HCl →    е) HNO3

Задания на тему Таблица растворимости

  1. Лаборант, проводя анализ бесцветного раствора, не содержащего осадка, определил наличие следующих ионов: K+, NO3,Cu2+,Cl, S2-. Какие ошибки он допустил?  ( Ионы Cu2+ окрашены, а анализируемый раствор бесцветный,  ионы Cu2+  и S2- не могут одновременно  находиться в растворе, так как взаимодействуют между собой с образованием осадка CuS).
  2. Большинство реакций протекает в растворах, которые содержат ионы, растворенных в них веществ. Следовательно, свойства растворов зависят от того, какие ионы в них находятся.

На столе находятся склянки с растворами солей: сульфата меди(II), сульфата никеля(II), сульфата кобальта(II), сульфата натрия.  Почему цвет растворов разный? (Цвет растворам придают гидратированные ионы металлов).

Если прилить к предложенным веществам гидроксид натрия, то в каких случаях реакции будут идти до конца? Проверим это на опыте. Вспомним правила ТБ.

( Реакции будут идти до конца если смешать растворы сульфата меди(II) и гидроксида натрия, сульфата кобальта(II) и гидроксида натрия, сульфата никеля(II) и гидроксида натрия т.к. образуются осадки различного цвета).

В карте урока каждый напишите молекулярное, полное ионное и сокращенное уравнения реакций  любого из проведенных  превращений. ( один выходит  и выполняет задание на доске)

Назовите, в каких еще  случаях реакции обмена идут до конца? (Реакции идут до конца, если образуется осадок, газообразное вещество или малодиссоциирующее вещество).

 

«Физкультминутка»

 

На мои предложения вы отвечаете кивая головой, если ответ положительный, вращением головы, если ответ отрицательный:
1) раствор серной кислоты является сильным электролитом; (да)
2) в растворе может протекать любая химическая реакция; (нет)
3) раствор сахара является электролитом; (нет)
4) в сокращенном ионном уравнении не могут участвовать ионы натрия;(да)
5) реакция между кислотой и щелочью является реакцией замещения;(нет)

6) Отрицательно заряженные ионы называют анионами; (да)

7) Свойства растворов не зависят от ионов, в них находящихся (нет)

 

Задания «Отгадай!»

  1. Эта кислота была единственной кислотой, которую знали древние греки. Отсюда и ее название оксос- кислое. Она слабая, но даже слабокислотная среда подавляет жизнедеятельность микроорганизмов, так что ее с успехом используют при консервировании пищевых продуктов, например в составе маринадов. Что это за кислота? Запишите уравнение диссоциации и укажите ионы, обуславливающие кислотную среду

 

  1. Почему при растворении нитрата серебра в водопроводной воде раствор этой соли никогда не бывает прозрачным? Ответ подтвердите молекулярным, полным ионным и сокращенным ионным уравнениями..

 

  1. В гальваническом цехе ремонтного завода не было соды для нейтрализации кислотных отходов и азотная кислота была вылита в канализацию, а оттуда попала в пруд. После этого в пруду погибли рыбы ценных пород.

Запишем уравнение реакции нейтрализации, которая предотвратит гибель рыбы.

 

Задания по теме «Химия и жизнь»

 (после выполнения проводится взаимопроверка ; правильное задание демонстрируется на слайде. За правильно выполненное задание ставиться 3 балла)

      1вариант. Карбонат кальция входит в состав зубных паст. Его готовят химическим взаимодействием карбоната натрия и какой-либо растворимой соли кальция. Напишите уравнение этой реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

 

       2 вариант. Иодид серебра используют для уничтожения градовых облаков. Мелкие кристаллы этой соли, попадая в облако, служат центрами кристаллизации воды, и вместо крупных градин на землю выпадает мелкая крупа или дождь. Напишите молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения реакции получения иодида серебра взаимодействием двух солей.

Молодцы. Хорошо поработали!

Давайте подведём итоги нашего урока, подсчитаем количество заработанных баллов каждым из вас, оценим результаты своей работы.

 

Ученики подсчитывают набранное количество баллов за урок. По количеству набранных баллов выставляют себе оценки

 

                   9 баллов и выше – “оценка 5”

7 баллов – “оценка 4”

Молодцы!

 

III. Стадия “размышления” (рефлексия)

 

А теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. Ответьте на вопросы  в конце карты урока, подчеркнув, выбранный вами ответ и сдайте их мне.

 

  1. На уроке я работал активно / пассивно
  2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
  3. Урок для меня показался коротким / длинным
  4. За урок я не устал / устал
  5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
  6. Материал урока мне был: понятен / не понятен. полезен / бесполезен.  интересен / скучен
  7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным. интересным / неинтересным

 

  • Поделиться:
Назад
Урок химии в 8 классе: Основания

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *