Открытый урок по химии для 8 класса «Типы химических реакций»
МатериалыМои уроки
Цели урока:
деятельностная: сформировать познавательные универсальные учебные действия при изучении типов химических реакций.
предметно-дидактическая: сформировать понятия: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена; сформировать знание о признаках химических реакций, научить определять тип реакции по числу и составу продуктов и реагентов реакции.
Планируемые образовательные результаты урока
личностные:
убеждаются в познаваемости мира.
метапредметные:
регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самооценки;
коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами и учителем;
познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
предметные:
знать определения «типы химических реакций», «признаки классификации реакций», «реакции соединения, разложения, замещения, обмена», «закон сохранения массы веществ».
Тип урока:
- По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала, последовательного изучения ключевых вопросов темы.
- По способу организации: синтетический урок
- По ведущему методу обучения: проблемный урок
Метод обучения: самостоятельная работа, работа с карточками, взаимоконтроль
Основные вопросы урока:
- Типы химических реакций по числу и составу продуктов и реагентов
- Реакции соединения.
- Реакции разложения.
- Реакции замещения.
- Реакции обмена.
Оборудование: учебник, карточки, презентация
Ход урока:
Организационный момент
— Добрый день! Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.
— Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром.
-О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке?
-Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте отгадать загадку: » Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла. Она (химическая реакция). Тема урока: Типы химических реакций. Цель нашего урока обобщение знаний о химических реакциях и их типах.
Эпиграфом нашего урока являются слова:
Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ.
Актуализация
На кафедре корзина “Химические реакции”
— Ребята, чтобы отправиться дальше в страну знаний, нам с вами необходимо взять с собой багаж. Перед вами корзина. Она пуста. Давайте заполним ее.
-Что мы знаем о химических реакциях? (говорят мнения, учитель кладет в корзину таблички с вариантами ответов:
— Итак, что такое химические реакции — это превращение одного или нескольких исходных веществ (реагентов) в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества (продукты реакции).
— Как мы можем отразить химическую реакцию на письме? (с помощью химического уравнения)
— А что такое химическое уравнение? (запись химической реакции с помощью формул и математических знаков)
— Какой закон мы используем при составлении химического уравнения? (закон сохранения массы веществ)
— Сформулируйте этот закон (Масса веществ, вступивших в химическую реакцию равна массе веществ, образовавшихся в результате ее)
— Кто открыл закон сохранения массы веществ? (М.В.Ломоносов в 1748г)
— Как закон сохранения массы отображается в уравнении? (уравниваем с помощью коэффициентов)
— Скажите, какими признаками сопровождаются химические реакции? (образование осадка или газа, изменение цвета, выделение или поглощение теплоты, появление запаха)
— Ребята, мы с вами разобрали понятие химические реакции.
Что необходимо уметь записывать при составлении уравнения?
(Уметь записывать формулы веществ, без этого невозможно правильно составить уравнение химической реакции)
— Проведем небольшой химический диктант.
Химический диктант
Запишите формулу вещества.
- Кислота, которая вырабатывается во время принятия пищи. Способствует пищеварению (ферменты) — HCl
- Основное вещество мела, известняка, мрамора — СаСО3
- Едкий натр. Щелочь. Мылкое на ощупь, входит в состав мыла. Разъедает кожу, ткани — NaOH
- Оксид водорода, самый распространенный оксид — Н2О
- Молекулярный кислород, поддерживающий дыхание и горение — О2
- Пищевая соль — NaCl
- Отработанный газ, который мы выдыхаем — СО
Прочитайте формулы. К какому классу веществ они относятся.
2.Работа у доски
На доске написаны реакции. Учитель вызывает к доске 2 учащихся и предлагает выполнить задание.
— Вспомним, как реализуется закон сохранения массы веществ в химических реакциях.
Задание. Расставить коэффициенты
- Al + CuCl2 → AlCl3 + Cu
- N2 + O2 → NO
- P + O2 → P2O5
- NaOH + H3PO4 → Na3PO4 + H2O
- H2O → H2 + O2
- Al2O3 + HCl→ AlCl3 + H2O
- KOH +H2SO4 → K2SO4 + H2O
- Al + O2 → Al2O3
Учитель предлагает решить проблему: почему в срезанных вечером зеленных культурах (салат, петрушка, укроп и др.) содержится больше питательных веществ, чем в срезанных их в утреннее время? (Зная условия протекания реакций фотосинтеза, можно утверждать, что к вечеру происходит максимальное накопление углеводов в листьях, а к утру они частично расходуются на процесс дыхания. Вечерняя зелень полезнее утренней.)
— В природе существует огромное число реакций. Как же удержать в памяти всё это многообразие и ориентироваться в нем?
Учитель напоминает учащимся о многообразии живых организмов, о разнообразии видов растений и животных
Вопрос классу: как поступали ученые — биологи в подобном случае? (Ученики вместе с учителем вспоминают основы классификации и систематики видов животных и растений. Приводят примеры.)
– Итак, в любой науке применяется метод классификации, позволяющей по общим признакам разделить всё множество объектов на группы. (Учащиеся вспоминают, что им известно о классификации простых веществ по свойствам на металлы и неметаллы)
- Что может помочь нам в изучении многообразия химических реакций? (Классификация химических реакций)
- Что такое классификация? (Деление на группы)
- Верно.
Определите типы хим.реакций, описанных в предыдущем задании и дайте им определения.
3.Лабораторные опыты
— Сегодня на уроке мы ещё раз вспомним типы химических реакций на примере лабораторных опытов.
Результаты запишем в таблицу (учитель проводит опыт, учащиеся описывают его).
1 опыт. Реакция соединения.
Горение медной проволоки (спиртовка, проволока)
2Cu + O2 = 2CuO
2 опыт. Реакция разложения.
(Пероксид водорода, оксид марганца(IV)
H2O 2 = 2H2 + 2H2O (MnO2-кат)
3 опыт. Реакция замещения.
(Цинк, соляная кислота) Zn + 2HCl =ZCl2 + H2
4 опыт: Реакция обмена
(Сульфат меди, гидроксид натрия)
CuSO4 +2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2
4.Индивидуальная работа
Найдите ошибки в предложенных реакциях и исправьте.
а) H2 + O2 = H2O – реакция соединения
б) 2KCl + AgNO3 = KNO3 + AgCl↓ – реакция обмена
в) Cu + HCl = CuCl2 + H2 – реакция замещения
г) FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 +3NaCl – реакция замещения
д) Na2O + H2O = 2NaOH — реакция замещения
— Обменяйтесь карточками, проверьте ответы одноклассников по образцу. Посчитайте баллы 1 уравнение – 1 балл ( всего -6 баллов)
— Поднимите руку, у кого «5». А «4» есть?
Подведение итога и рефлексия
Учитель подводит итог урока
— Ребята, как вы думаете, достигли ли мы цели урока?
— Сможете ли вы по числу и составу реагентов и продуктов определить тип химической реакции?
— Сейчас еще раз проверим. О каких реакциях идет речь?
Зачитываются загадки.
Ты было сложным, я простым, мы встретились однажды,
В тебе я атом заместил, мы подружились даже.
И сразу изменился мир: я сложным стал, а ты простым. (замещения)
Нас было много, мы соединились,
В одно большое вместе превратились.
Такое процесс объединения – реакция … (соединения)
Когда два сложных вещества в реакцию вступают,
Меняются фрагментами (себя не обижают),
И происходят с ними тут простые перемены
Такой процесс мы назовем реакцией … (обмена)
Вернемся к эпиграфу. Возможна ли жизнь на земле без химических реакций?
А без химии?
Стих:
Зачем нам нужна эта химия?
Что же полезного в ней?
Ведь алгебра, музыка, физика
Намного, наверно, важней.
Ведь алгебра, музыка, физика
Ведут человека вперед.
Без них наша жизнь немыслима
Без них человек не живет.
Но химия – самая важная
И больше других нам нужна.
Откуда у нас напитки?
Откуда посуда, еда?
Откуда у нас лекарства,
Косметика, мыло, духи,
Ткани, квартиры, убранство?
Всем химии обязаны мы.
Она интересна. Загадочна,
Но нужно ее учить,
Зачем же нужна эта химия?
Нужна она нам чтобы жить!
Домашнее задание: п.16
Перед уходом детей учитель предлагает учащимся проанализировать свое эмоциональное состояние:
— Спасибо за работу на уроке!
Оставить комментарий