Рейтинговая система оценки знаний
ВыступленияМатериалы
Необходимость дать школьнику четкий ориентир на протяжении всего полугодия побудила меня к разработке нетрадиционной методики количественной оценки знаний учащихся. Эта система позволяет более эффективно и объективно, чем традиционная, оценивать знания и умения учащихся. При этом разработанная рейтинговая система привязана к традиционной балльной системе.
В образовательной школе рейтинговая шкала строится на основе учета всех действий и достижений ученика в нужном направлении. Ответил ученик правильно на уроке – получил определенное число баллов, написал реферат, сдал зачет – еще баллы и т.д.
С целью стимулирования в учебе рейтинг должен быть активным показателем, заставляющим ученика стремиться его повысить. Для этого учащиеся должны постоянно знать об изменении своего рейтинга: не после, а в процессе обучения.
Я работаю по этой системе уже четвертый год. Система применяется только в старших классах. При этом учащиеся 8–9-х классов тоже интересуются результатами этой системы, приходя на занятия в мой кабинет. Поэтому к 10-му классу они морально уже подготовлены к другой форме учебной деятельности и работают по ней с удовольствием, особенно им нравится, что здесь они не получают неудовлетворительных отметок.
При рейтинговой системе за каждое правильно выполненное задание учащийся получает 1 балл. Если ответ неполный или с недочетами, то балл не начисляется. Поэтому, на мой взгляд, отметка в итоге получается более объективной, чем при обычном опросе. Это также заставляет учащихся более внимательно и полноценно относиться к выполнению каждого задания. При этом работа учителя несколько упрощается, т. к. подсчитывается только количество набранных баллов и не надо ломать голову над тем, поставить за работу оценку «3» или все-таки натянуть на «4».
При составлении шкалы оценок стремлюсь к тому, чтобы учитывалась любая форма учебной или внеклассной деятельности. Важность той или иной работы определяется весом ее оценки. Например, при выполнении домашнего задания ставится по 1 баллу за каждое упражнение, за самостоятельную и практическую работы можно получить от 2 до 5 баллов, за контрольную работу – 5–10 баллов, за ведение и оформление рабочей тетради – 3 балла и т. д.
В начале года каждый ученик получает описание балльной системы, которое вклеивает в тетрадь (приложение 1).
На первом занятии знакомлю школьников с особенностями рейтинговой системы учета и контроля знаний, объясняю, что и как учитывается при составлении суммарного рейтинга. Вывешивается рейтинг-лист, на котором регулярно отмечаются баллы за выполненные задания.
Оценка за полугодие выставляется в зависимости от числа набранных баллов. Если ученик в полугодии набрал больше максимального числа баллов, то лишние баллы переходят в следующее полугодие. Максимальное число баллов и границы баллов могут уточняться в конце полугодия, если реальное количество уроков, самостоятельных и контрольных работ не соответствует плану. Пересчет баллов в оценку производится по следующей схеме: если число баллов равно 0–50%, то ставится оценка «2», если 51–69% – оценка «3», если 70–89% – оценка «4», если 90–100% – оценка «5».
Если учащийся пропустил работу или хочет повысить баллы за самостоятельные или контрольные работы, он может выполнить их после уроков (см. приложение 1).
Можно получить дополнительные баллы за рассказ темы во внеурочное время. Как правило, это те темы, на которые не остается времени для отработки на уроке. Например, в 11-м классе на периодический закон отведен 1 ч, но понятно, что уложиться в него невозможно в связи с объемностью материала.
Рабочая тетрадь проверяется по требованию учителя. Здесь оценивается качество ведения: аккуратность, запись определений, диктуемых на уроке, формул, оформление рисунков и таблиц (приложение 2). Если требования не выполняются, то баллы за тетрадь не выставляются. Тетрадь проверяется 2–3 раза за полугодие.
Домашние работы лучше выполнять на отдельных листах или в отдельной тетради, чтобы у учителя была возможность ежеурочно ее проверять (приложение 3). Баллы начисляются только за вовремя сданные домашние работы. За списанные работы баллы не начисляются.
К необязательным заданиям относятся рефераты, заметки из области химии, участие в химических олимпиадах и ответы учащихся на уроках.
Реферат – это краткое изложение изученной темы на одном листе (формат А4). Его можно выполнить как в машинописном варианте, так и от руки, но по строго определенному плану:
1) название изучаемого класса веществ;
2) строение молекул;
3) номенклатура и изомерия;
4) физические свойства;
5) химические свойства;
6) получение;
7) применение.
Реферат сдается в течение недели после того, как тема изучена.
Заметки для стенда «Новости химии» должны быть содержательны, интересны, хорошо оформлены. За полугодие можно сдать не более четырех заметок.Хорошо подготовленные ребята могут принимать участие в школьной, муниципальной и окружной олимпиадах по химии. В зависимости от результатов олимпиад ученик получает от 3 до 10 баллов.
Ответы учащихся по теме урока заслушиваются по их желанию, чтобы не тратить время на неподготовленные ответы. Уделяю больше времени самостоятельной работе с учебником, т.к. считаю, что необходимо учить школьников работать с научной литературой. Как бы ни был хорош учитель, если ученик не хочет учиться, его никто не научит.
На информационном стенде постоянно вывешен план проведения различных видов работ, так что ребята всегда знают, что и когда они будут делать. Там же висит рейтинговый лист, в котором проставляются баллы за выполненные работы.
Работая уже не первый год по этой системе, постоянно ее усовершенствую, нахожу в ней новые удобства и новые области применения.
Приведу конкретный пример. В 11-м классе провожу практическую работу по теме «Зависимость скорости химической реакции от температуры». Разбиваю класс на 5–6 групп. Каждой группе выделяю определенное количество баллов (например, чтобы на каждого ученика приходилось по 5 баллов, что соответствует оценке «5»). Рассказываю о порядке выполнения работы и о вкладе каждого ученика в эту работу.
В группе обязательно должен быть:
– ученик-руководитель, который координирует действия своих товарищей;
– ученик, который следит за температурой (нагревает или охлаждает пробирки с веществами);
– ученик, который отслеживает время протекания реакции;
– ученик, который оформляет работу, чертит график;
– ученик, который проводит эксперимент.
На первом уроке ребята успевают только провести эксперимент, на втором уроке они обсуждают полученные результаты, отвечают на вопросы по данной работе и заканчивают отчет о ней.
Если на первом уроке были допущены ошибки, связанные либо с техникой проведения эксперимента, либо с нарушением правил техники безопасности, либо было оставлено неубранным рабочее место, то за это им снижаются баллы в зависимости от уровня нарушения. Следовательно, к началу второго урока они получают несколько меньший балл, чем первоначальный, который написан на их предварительном отчете.
В конце второго урока прошу руководителей групп самим выставить баллы ребятам в зависимости от их вклада в данную работу. И тут, как правило, получаю только два варианта:
1) все баллы делятся поровну;
2) баллы выставляются так, как действительно работали ученики.
Я всегда принимаю те баллы, которые они поставили себе сами, и никогда их не исправляю, но обязательно высказываю свое мнение по поводу оценки своей работы в группе.
Основные ожидания от рейтинговой системы оправдались. Благодаря информационному контролю рейтинговая система заставляет школьника систематически заниматься в течение всего полугодия, что позволяет улучшить качество обучения. У ребят заметно возросла учебная активность, они стали более организованными, своевременно выполняют учебные задания, неформальным стало их отношение к консультациям, беседам с учителем по вопросам и задачам органической химии. Ребята стремятся к самостоятельной работе с дополнительной литературой, нет страха случайно получить неудовлетворительную отметку.
Когда я в начале года в 11-м классе спрашиваю у ребят, по какой системе нам работать в этом учебном году – по старой, с поурочными отметками, или по новой рейтинговой, то получаю всегда один ответ: по новой. Это лишнее доказательство преимущества данной системы оценки знаний.
К недостаткам этой системы я могу отнести проблемы, связанные с ведением классного журнала, т.к. баллы, получаемые ребятами, не соответствуют ежеурочным оценкам. Но и здесь можно найти выход из положения. Например, рассчитывать процентное соотношение полученных баллов к заданному количеству примеров на уроках и выставлять отметки в соответствии со схемой (шкалой) пересчета, о которой говорилось выше.
Также отметим, что эта система требует от учителя очень четкой, спланированной работы. Нагрузка заметно увеличивается, т.к. приходится ежедневно проверять большое количество заданий. Ведь одно из главных условий – быстрота проверки заданий, чтобы ученик смог увидеть свои пробелы и устранить их, пока не забыл. Поэтому, проведя урок сегодня, я завтра, а то и к концу того же учебного дня вывешиваю результаты. Ребята, увидев их, сразу же начинают обсуждать свои ошибки, т.к. они еще хорошо помнят задания.
Оставить комментарий